Сегодня я хотел рассказать о японской системе воспитания и базовых основах педагогики страны восходящего солнца.
Япония - это очень загадочная страна и не совсем понятная для европейцев. Бывая часто в Японии, удивляешься ее уровню культуры и высокой продуктивности японского народа. Смотришь на достижения Японии и поражаешься - как сильно шагнула научная мысль в этой стране. Можно, конечно, сказать что японцы очень трудолюбивые люди, что они очень образованные и талантливые. И это все правда. Но в принципе, чем они отличаются от наших граждан? Талантом природа россиян не обделила, одаренных людей много. Но вот как наш народ обходится со свои даром - это уже другой вопрос.
Почему же японцы, так сильно обгоняют нас, да и другие страны тоже? Секрет успехов японцев лежит в их системе воспитания и ценностях, которые прививают юным гражданам. У японцев всегда были сильно развиты кодексы чести. Что можно и что нельзя. Эти кодексы им не вбивали родители с раннего детства, а прививали собственным примером и очень уважительным отношением к детям. В буддизме ребенок считается символом чистоты. Эту чистоту человеку необходимо пронести через всю жизнь. Поэтому воспитание в Японии начинается с раннего детства. До года мама все время находится с малышом и не перепоручает его бабушкам, дедушкам и няням. Происходит процесс формирования очень теплых эмоциональных и энергетических отношений - матери и ребенка. До 3-х лет мать полностью уделяет внимание ребенку. Что особо важно здесь учесть? Взрослые никогда не повышают голоса на ребенка. Дети в Японии - это святое. Ребенку в Японии до 5-6 лет позволяется все.В чем здесь огромный плюс? Не повышение голоса, умение убеждать - приучает ребенка к психологическому комфорту. Этот возраст очень важен в жизни человека - именно в этом возрасте закладывается психологический потенциал человека.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ - ПОЗВОЛЯЕТ ИЗБЕЖАТЬ СТРЕССОВЫХ НАГРУЗОК И КАК СЛЕДСТВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ, КОТОРЫМИ ТАК БОГАТЫ ЖИТЕЛИ НАШЕЙ СТРАНЫ. ДЕТИ РАСТУЩИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОМФОРТЕ БОЛЕЕ ОБЩИТЕЛЬНЫ, БОЛЕЕ ОТКРЫТЫЕ И ГЛАВНОЕ У НИХ НЕТ ТОЙ АГРЕССИИ, КОТОРОЙ ЗАРЯЖАЮТ НАШИХ ДЕТЕЙ.
А как же в Японии пресекают баловство или непослушание? В первую очередь не надо создавать конфликтных ситуаций самим родителям.
В Японии, если маленький ребенок побежал и упал, ушибся и заплакал - мать винит в этом себя, что не досмотрела за ребенком, она его успокаивает и старается отвлечь его от боли.
Как поступают у нас? Мама пьет пиво и за сигареткой так увлеклась, что не увидела как карапуз упал в лужу. Ему очень больно, но мама вместо слов сочувствия начинает на него кричать и бить со всей силы. Такие стрессы нашим детям дают родители на каждом шагу, такой стиль общения взят такими родителями из собственного опыта. К чему это приводит? К сильным деформациям психики и насаждением психологических комплексов. При этом нарушаются теплые доверительные отношения. А потом родители ругают ребенка, когда он повзрослеет, что вот он такой и сякой. Но вернемся к Японии. Ребенок, что-то делает не так.
САМОЕ СИЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ ДЛЯ РЕБЕНКА В ЯПОНИИ - ЭТО ОБИДА РОДИТЕЛЕЙ. И РЕБЕНОК ВСЕ ГОТОВ СДЕЛАТЬ, ЧТО БЫ ИЗБЕЖАТЬ ТАКОЙ ФОРМЫ "НАКАЗАНИЯ". НО К НЕМУ ЯПОНСКИЕ РОДИТЕЛИ ПРИБЕГАЮТ КРАЙНЕ РЕДКО.
В 3 года детей отдают в детские сады. Тут методика вообще очень интересная и поучительная. В группах, как правило по 8 детей, каждые пол года группы заменяются другими детьми. Для чего? Это уже вопрос социализации. Не сложились отношения у ребенка в одном коллективе, ему дается возможность исправить ситуацию с другими детьми. И здесь японцы грамотно уходят от стереотипного мышления, так свойственного нашим коллективам. Педагоги, тоже периодически меняются. Для чего? Не у каждого ребенка складываются отношения с воспитателем и ротация педагогов, позволяет ребенку выстраивать новые отношения с новым наставником. Успех Японии как научно-технической державы определяется раним обучением. Нет, не математике или языкам. А работе с развивающими программами. Дети быстрее осваивают технику и новые технологии. Почему? У них пытливый ум и главное они не боятся, что-то сломать и сделать, что-то не так, да и логика человека самым интенсивным темпом развивается именно в возрасте от 3 до 5 лет. Так, что к началу школы японские дети уже продвинутые пользователи.
ДЕТЕЙ В ЯПОНИИ ПРИУЧАЮТ К КОЛЛЕКТИВНОМУ МЫШЛЕНИЮ. ДЛЯ ЯПОНЦА КОЛЛЕКТИВ - ЭТО ЕГО СЕМЬЯ. В ЭТОЙ СЕМЬЕ ОН ВСЕГДА СЕБЯ ЧУВСТВУЕТ КОМФОРТНО.
Но вот прошло детство и началась школа. Сейчас маленького японца приучают к порядку, кодексам и традициям. И все идет из семьи. Самый старший и самый уважаемый человек в семье - это отец. Он не так много уделяет ребенку внимания, но пользуется у него высочайшим уровнем уважения. Сейчас родители несколько отдаляют ребенка от себя, на принцип вытянутой руки. Не подпускают слишком близко, что бы не нарушить рамки отношений и не отталкивают слишком далеко, что бы не вытолкнуть за эти рамки. Рамки - это почтение и уважение к своим родителям. Мать в Японии - это хранитель очага, она является своего рода эмоциональным лидером, своего рода камином, к которому тянуться все члены семьи.
В ЯПОНИИ ВСЕ РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЕТ ОТЕЦ, МАТЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ НЕ СОГЛАСНА, НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ВОЗРАЖАТЬ.
И в этом есть огромный плюс. Почему? В наших семьях отец говорит одно, мать другое и ребенок не понимает кого слушать. В конечном итоге он не воспринимает никого. Почему? Послушаешь отца, будет ругаться мать и наоборот. В любом случае в проигрыше ребенок, но все таки больше всего проигрывают сами родители.
В ЯПОНИИ ОЧЕНЬ УВАЖИТЕЛЬНО ОТНОСЯТСЯ К СТАРШИМ И ОСОБЕННО СТАРИКАМ.
А как у нас? Слушаем ли мы старших? Нет. Мы считаем что мы умные, современные и продвинутые, а старшие люди - уже отстали от жизни и не считаемся с ними, а зачастую и грубим, унижая своим высокомерием. В Японии все по другому. Старший человек - это носитель традиций, культуры, опыта и главное мудрости. Именно этих качеств не хватаем продвинутым современным людям, поэтому и достижений у них особых и не будет. В Японии младший брат всегда будет почтительно относиться к старшему, но и старший будет всегда заботиться о младшем. В мальчике японцы формируют качества мужчины согласно кодекса Бусидо, в девочках смирение и почтение к мужчине. Хорошо ли это? Возьмем наших продвинутых дам, которые все взяли на себя и тем самым отодвинули роль мужчина. В такой ситуации мужчина не будет чувствовать своей ответственности не за женщину, ни за семью..
ПОДАВЛЕННЫЙ ЖЕНЩИНОЙ ТАКОЙ МУЖЧИНА БУДЕТ ПРИСПОСОБЛЕНЦЕМ И НЕ БУДЕТ ОПОРОЙ СЕМЬЕ. В ЯПОНИИ ПОКОРСТВО ЖЕНЩИНЫ - ЭТО НЕ СЛАБОСТЬ, А МУДРОСТЬ. СЛАБОСТЬ ЖЕНЩИНЫ - ЭТО ЕЕ СИЛА, ПОТОМУ, ЧТО МУЖЧИНА ВСЕГДА БУДЕТ СТОЯТЬ НА ЗАЩИТЕ ТАКОЙ ЖЕНЩИНЫ.
На фоне умной и покорной женщины мужчина чувствует свою значимость и стремиться к самосовершенству и чувствует свою ответственность за такую женщину и семью. Японцы строго придерживаются своих традиций и носителями их являются старшие люди, к мнению которых всегда внимательно прислушиваются. В японских семьях детей приучают глубоко почтительно относиться к старикам. Родители личным примером показывают своим детям, как надо относиться к родителям собственным примером.
Интересно - в школе одним из важнейших предметов считается хоровое пение. Почему? Хоровое пение развивает дух коллективизма и команды.
Именно это качество очень отличает японцев от европейцев. Хоровое пение очень уникальный способ воспитания командного духа свойственного японцам.
Что важно отметить у японцев - это умение воспринимать прекрасное. Самый большой праздник для японцев - это период цветения сакуры, она цветет всего лишь одну неделю в году и именно в это время миллионы людей собираются в парках, лесах, заповедниках и созерцают глядя на красоту природы. Для чего - это нужно? Созерцание - это умение восхищаться окружающим миром и родной природой - это всегда формирование творческого начала в душах людей.
Японцы не позволяют себе сквернословия, в японском языке нет грубых ругательств или выражений, унижающих достоинство человека. Вежливость - это достоинство японцев и терять свое достоинство там не принято. Вежливость прививают детям с раннего возраста через собственный пример и через внушение общепринятых в обществе ценностей.
Пройдя через строгий период обучения в школе, где всегда существуют строгие правила и традиции, где главенствует кодекс чести, молодые люди вступают в период, когда они перестают быть детьми и теперь в возрасте 14 -15 лет они переходят в стадию дружбы со своими родителями.
РОДИТЕЛИ ТЕПЕРЬ ВИДЯТ В НИХ НЕ СВОИХ ДЕТЕЙ, А СВОИХ ДРУЗЕЙ И ЭТА КОМАНДА НАВЕРНОЕ САМАЯ КРЕПКАЯ И НАДЕЖНАЯ В МИРЕ. ТЕПЕРЬ РОДИТЕЛИ ДОВЕРЯЮТ МОЛОДЫМ ЛЮДЯМ СВОИ СЕКРЕТЫ, СВОИ ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ. ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО ВИДЕТЬ КАК В ЯПОНСКИХ СЕМЬЯХ ОТЦЫ СПРАШИВАЮТ СОВЕТА У СЫНОВЕЙ, КОТОРЫМ ЕЩЕ ВСЕГО ТО 14 - 15 ЛЕТ. И ЭТО НЕ ВИДИМАЯ ФОРМАЛЬНОСТЬ, А ИСКРЕННЕЕ ЖЕЛАНИЕ ПОЛУЧИТЬ СОВЕТ ОТ РАВНОГО СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА.
Япония - страна уникальная, я очень ее люблю и наверное хотелось бы, что бы у нас в России взяли на вооружение часть их ней уникальной системы воспитания. Патриот страны - это не тот человек, который с пеной у рта защищает свои так называемые ценности, в которых очень много грубости, жестокости и несправедливости.
ПАТРИОТ СТРАНЫ - ЭТО ТОТ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ДЕЛАЕТ СВОЮ СТРАНУ СИЛЬНЕЕ, НЕ ЗА СЧЕТ ЖЕРТВ СВОИХ ГРАЖДАН, А ЗА СЧЕТ РАСКРЫТИЯ ИХ ТАЛАНТА И СПОСОБНОСТЕЙ. А РАСКРЫТЬ ТАЛАНТ МОЖНО ТОЛЬКО В ОДНОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ МЫ БУДЕМ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ В ДОБРОТЕ, ПОНИМАНИИ, УВАЖЕНИИ ДРУГ К ДРУГУ И ГЛАВНОЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОМФОРТЕ.
Игорь Виноградов
Школа лидеров РосМолСпорта